Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.
Консультация для родителей «Причины нарушения речи»
Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое развитие индивида. Проявления речевых нарушений: - Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков. - Нарушение слоговой структуры слова. - Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова. - Неправильное грамматическое оформление высказывания. - Нарушение связного высказывания (развёртывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.). - Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушения высоты, силы, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи. - Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, скандирование звуков, слогов, слов и др. - Бедность выразительных средств устной речи. - Нарушение общения. Причины речевых нарушений: Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены: - недостаточной степенью зрелости коры головного мозга; - отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции. Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми). Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений. Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии, что необходимо принимать во внимание родителям. Приходите, с нами интересно!
Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое развитие индивида. Проявления речевых нарушений: - Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков. - Нарушение слоговой структуры слова. - Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова. - Неправильное грамматическое оформление высказывания. - Нарушение связного высказывания (развёртывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.). - Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушения высоты, силы, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи. - Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, скандирование звуков, слогов, слов и др. - Бедность выразительных средств устной речи. - Нарушение общения. Причины речевых нарушений: Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены: - недостаточной степенью зрелости коры головного мозга; - отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции. Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми). Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений. Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии, что необходимо принимать во внимание родителям. Приходите, с нами интересно!