Чтобы речь ребенка развивалась правильно, что бы дошкольник владел, своей речью в полной мере необходимо соблюдать ряд условий.
Логопед советует:
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми заданиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребёнку.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Развитие слухового восприятия
в этом Вам помогут звуковые игры
- «Угадай, что звучит». Подберите 3-4 звучащие игрушки: погремушку, детские музыкальные инструменты (барабан, дудку, звоночек), заводную машинку. Сначала дайте малышу послушать, какой «голос» у каждой игрушки; затем предложите ему отвернуться и воспроизведите звуки. Ребёнок должен угадать, какая игрушка звучала.
-«Угадай, чей это голос». Предварительно познакомьте ребёнка с тем, что предметы , животные и насекомые могут издавать тот или иной звук, или подберите такие звукоподражания, с которыми он был знаком ранее. Малыш должен угадать, какому предмету, животному или насекомому вы подражаете: «У-у-у (гудку паровоза), мяу-мяу (мяуканью кошки), тик-так(тиканью часов), з-з-з (зудению комарик), ж-ж-ж (жужжанию жука).
-«Угадай, какие тикают часы». Предложите ребёнку послушать, как тикают большие (настенные) часы (громко произносите «тик-так»), а так ходят маленькие (наручные) часики (произнесите тик-так тихо). Затем повторяя данное звукосочетание то громко, то тихо, предложите малышу определить, когда тикают большие часы, а когда маленькие часики.
Правильное произнесение звуков во многом зависит от четкой и слаженной работы языка, который играет важную роль в артикуляции звуков.
Так, для произнесения одних звуков надо поднимать кончик языка, других – спинку, третьих – выработать умение образовывать желобок в середине языка.
Для укрепления мышц языка детям предлагают следующие упражнения: высунуть язык изо рта и быстро убрать его внутрь; высунуть язык и проводить им из стороны в сторону (как ходит маятник у часов); высунуть язык и придать ему форму лопаточки, а затем огурчика; поднять кончик языка кверху и «поцокать» им (взрослый показывает, как цокают копыта лошадки, и предлагает ребёнку воспроизвести это звукоподражание).
Губы также активно участвуют в процессе произнесения звуков. Для улучшения их подвижности надо то вытягивать губы вперёд, то растягивать их в улыбке, произносить на одном выдохе то звук «А», то звук «У» (как кричит мальчик, который заблудился в лесу: «Ау!»).
Правильность и отчетливость речи во многом зависят от того, насколько ребёнок овладел произнесением отдельных звуков. Для тренировки можно использовать различные скороговорки и чистоговорки, детские стихи и потешки.
Приходите, с нами интересно!