Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы.
Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов).
ПРИЗНАКИ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ.
НЕГАТИВИЗМ. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает все наоборот.
УПРЯМСТВО И СТРОПТИВОСТЬ. Ребенок категорично настаивает на чем-то. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.
СВОЕВОЛИЕ. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности, к которой часто еще не готов.
ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.
ПРОТЕСТ-БУНТ и ДЕСПОТИЗМ. Проявляются в частых ссорах с родителями: ребенок стремится диктовать всем свою волю.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
- Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
- Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.
- Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
- Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).
- При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что –нибудь нейтральное.
- Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
- Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...
- Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
- Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.